Рекомендации по использованию Дневника путешественника в образовательном процессе 

 

Рекомендации по использованию Дневника путешественника в образовательном процессе

С целью активизации и систематизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися направляем для руководства в работе рекомендации по использованию Дневника путешественника (далее – Дневник) в образовательном процессе. 

Вместе с тем сообщаем, что в целях выработки общих подходов по использованию Дневника путешественника в образовательном процессе считаем целесообразным структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, совместно с заинтересованными: 

- проводить мониторинг использования Дневника учреждениями образования в образовательном процессе и в течение года анализировать эффективность работы по его внедрению; 

- продолжить работу по популяризации Дневника и активизации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися в целом (организация туров выходного дня, семейный отдых); 

- областным учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, государственному учреждению образования «Минский областной институт развития образования», учреждению образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» обеспечить эффективную координацию работы учреждений общего среднего образования по внедрению Дневника в образовательный процесс, а также рассмотреть проведение региональных промежуточных семинаров по ведению Дневника; 

- до 01.01.2021 г. информировать Министерство образования Республики Беларусь о промежуточных результатах работы по внедрению Дневника в образовательный процесс. Информацию направлять на электронный адрес учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: e-mail: otdel_eks@mail.ru (отдел организации походов и экскурсий, тел. 8017 237 29 82, 237 25 76). 

Также информируем, что в ноябре 2020 года запланировано проведение республиканского семинара, на котором будут рассмотрены промежуточные результаты апробации Дневника и успешные практики применения Дневника в учреждениях образования, а также запланировано проведение в 2020/2021 учебном году цикла вебинаров по внедрению Дневника путешественника в образовательный процесс. 

Вебинары будут проводиться по заявкам, поступившим от областей и г. Минска на электронный адрес otdel_eks@mail.ru. О дате, времени проведения мероприятий будет сообщено дополнительно по мере формирования групп. 

Приложение: на 5 л. в 1 экз. 

Заместитель Министра                                                  А.В.Кадлубай 

  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

к письму Министерства образования Республики Беларусь 

Приложение к письму 

______________№ _____________ 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

по использованию  

Дневника путешественника  

в образовательном процессе 

 

Одним из важных векторов совершенствования системы воспитания детей и молодежи является эффективная организация туристско-экскурсионной работы с обучающимися. 

С целью массового вовлечения обучающихся в туристско-экскурсионную деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о достопримечательностях Беларуси, на создание имиджа страны как привлекательного туристско-краеведческого региона, на развитие экскурсионного туризма, Министерством образования Республики Беларусь внедрен в образовательный процесс Дневник путешественника для обучающихся Ι, ΙΙ и ΙΙΙ ступени общего среднего образования.  

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.  

В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.  

Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования. 

Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.  

В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.  

Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах. 

Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается. 

Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ в разделе «Туристско-экскурсионная работа».  

Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др. 

Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок. 

Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения. 

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию: 

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов); 

«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте; 

«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»); 

«Отметка о посещении» – в данной графе при возможности ставится штамп на территории посещаемого объекта, населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися. 

«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.  

В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника классный руководитель ставит подпись. 

Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др. 

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию: 

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов); 

«Отметка о посещении» – в данной графе при возможности ставится штамп на территории посещаемого объекта, населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися. 

«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.  

По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте. 

Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать и рассчитать, где написать название, сделать значок объекта. При заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др. 

В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения. 

Если обучающимся не предоставляется возможность поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута/похода может быть печать учреждения образования. 

В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно даются ссылки на фотографии.  

Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника в соответствии с показателями.  

Педагогическим коллективам следует включиться в цикл вебинаров по внедрению Дневника путешественника в образовательный процесс, который будет проводиться в 2020/2021 учебном году Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения». Проведение данных мероприятий станет площадкой для рассмотрения промежуточных результатов апробации Дневника, обмена опытом успешных практик применения Дневника в учреждениях образования областей и г. Минска, изучения и решения возникших проблем и вопросов по внедрению Дневника в образовательный процесс. 

Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника в рамках республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву» проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). 

Рекомендуем активизировать работу по подготовке к вышеуказанному конкурсу. На конкурс предоставляется Дневник и творческая работа по одной из номинаций «Гісторыя адной вандроўкі» (путевая заметка одной из экскурсий/похода) и «Замалёўка вандроўцы» (зарисовка экскурсионного объекта, предмета, персонажа, отражающие события экскурсии/похода). При оценке Дневника учитывается наличие следующих показателей: 

- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся); 

- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника); 

- отметки о посещении экскурсионных объектов; 

- ссылки на фотографии; 

- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»). 

Не запрещается приложить к Дневнику дополнительные материалы, которые имеют существенное значение для оценки работы обучающегося во время экскурсии/похода, если полностью тот или иной вид работы обучающегося только в Дневнике отразить нельзя. 

В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси». 

С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/, раздел «Краеведение». 

Учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, рекомендуем совершать индивидуальные (семейные) экскурсии/походы или экскурсии/походы в малых группах, соблюдая меры социального дистанцирования.  

При организации экскурсий/походов необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности обучающихся, неукоснительно соблюдая требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», выполнение постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 35а «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др. 

 

 

Методические рекомендации по использованию  

Дневника путешественника

 

Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.

В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.

Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.

Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.

В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.

Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.

Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.

Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Маршрут экскурсии/похода» –  указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;

«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.

«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.

Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.

«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.

Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.

В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.

Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.

В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.

Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».

Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.

Показатели оценки Дневника путешественника:

 - полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);

- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);

- отметки о посещении экскурсионных объектов;

- ссылки на фотографии;

- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»). 

Отдел туристско-экскурсионной работы

 

Макет Дневника путешественника 1-4 классы 

Макет Дневника путешественника 5-11 классы