Жоховец Людмила Анатольевна |
Учитель-дефектолог высшее образование высшая квалификационная категория стаж работы более 15 лет |
Жоховец Людмила Анатольевна |
Учитель-дефектолог высшее образование высшая квалификационная категория стаж работы более 15 лет |
Информация для родителей и специалистов по воспитанию и обучению детей с особенностями психофизического развития размещена на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь
№ п/п |
Название учебного заведения |
Категория поступающих (характер нарушения) |
Уровень образования поступающих |
Наименование учебной специальности, единичной квалификации |
1. |
УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник» |
2. |
УО «Вилейский государственный колледж» |
Лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»; «технология швейного производства: швея» |
3. |
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«технология швейного производства: швея»; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
4. |
УО «Копыльский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение. |
«технология швейного производства: швея»; «отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
5. |
УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
|
6. |
«Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
7. |
ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей"
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»; «санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования» |
8. |
УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» |
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"
|
9. |
УО «Молодечненский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка.Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Таким образом, на развитие ребенка с проблемами в развитии будут влиять следующие факторы:
Существуют различные классификации детей с особенностями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. По характеру нарушений различают следующие категории:
Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
1. телесные(соматические) нарушения;
2. сенсорные нарушения (слух, зрение);
3. нарушения деятельности мозга(умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
По причинам возникновения нарушений различают:
1. врожденное нарушение развития;
2. несчастный случай, стихийное бедствие;
3. дорожно-транспортное происшествие;
4. экология; болезнь и др.
Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.
1. Дети с нарушением слуха и зрения:
1) с недостатками слуха:
а) глухие (неслышащие) дети;
б) слабослышащие (тугоухие) дети;
2) со стойкими дефектами зрения:
а) слепые (незрячие) дети;
б) слабовидящие дети.
2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:
1) умственно отсталые:
а) олигофрения;
б) деменция;
2) интеллектуальная недоразвитость:
а) идиотия;
б) имбецильность;
в) дебильность;
3) с задержкой психического развития (ЗПР):
а) ЗПР конституционного происхождения;
б) ЗПР соматогенного происхождения;
в) ЗПР психогенного происхождения;
г) ЗПР церебрастенического характера.
3. Дети с тяжелыми нарушениями речи:
1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);
2) нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).
5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)
6. Дети с искаженным развитием – психопатия, патология влечений.
Каждый имеет право быть разным
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью, носят временный характер. При ЗПР имеет место, в отличие от умственной отсталости, обратимость интеллектуального дефекта. Ряд отечественных исследователей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер) выделяют две наиболее многочисленные группы детей с ЗПР:
1. дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка их развития связана с медленным темпом созревания лобной области коры мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки;
2. дети с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствиями черепно-мозговых травм. Для этих детей свойственна слабость основных нервных процессов и их лабильность.
Особенностью ЗПР является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Неспособность концентрировать внимание на существенных признаках объектов, избирательное восприятие наблюдаемого являются отличительными особенностями психической деятельности детей с ЗПР. Нарушения психической и недостаточность интегральной деятельности мозга (малое количество образования связей между отдельными перцептивными и моторными функциями) определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире. Кроме того, отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с ЗПР могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Выраженная познавательная активность при выполнении заданий и в ходе повседневной жизнедеятельности не наблюдается. Отмечается слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функций контроля. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. Это дети с различными формами психофизического инфантилизма (от лат. infantilis – детский, младенческий). Категорию детей с задержкой психического развития принято называть «дети с трудностями в обучении».
В задержке психического развития выделяют 4 группы:
К типичным особенностям, свойственным детям с трудностями в обучении, обусловленным ЗПР, А.Д. Гонеев (1999) и другие относят.
Комплекс упражнений для укрепления кончика языка
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.
Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.
Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.
Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Комплекс артикуляционных упражнений для губ
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.
Вытягиваем губы вперед в трубочку.
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
Выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
Втянуть губы к зубам.
Вибрация сомкнутых губ воздушной струей.
Из положения «трубочка» - движения губ влево – вправо, по кругу..
Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
«Причесываем» верхнюю губу нижними зубами, а нижнюю – верхними.
Поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.
Спрятать язык под верхнюю губу.
Спрятать язык под нижнюю губу.
Самомассаж губ
- поглаживание подушечками пальцев по кругу
- поглаживание подушечками пальцев от середин губ к уголкам (сначала верхнюю, потом нижнюю)
- пощипывание губ по кругу
- пощипывание с перетиранием по кругу
- оттягивание верхней губы с перетиранием, затем нижней
- поглаживание по кругу
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (сверху вниз).
Рот широко открыт. Передний и боковые края широко языка подняты, но не касаются зубов.
Положить широкий язык на верхнюю губу (в виде ковшика) и подуть на нос.
Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
Широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе, через губы дуем на него так, чтоб воздушная струя шла по середине (по желобочку).
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зубками по всей его длине.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, загоняя его между двумя шариками.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними зубками, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем снизу вверх.
Рот открыт. Кончиком языка выполнять движение, как будто достаем конфетку из-за нижних резцов.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед, а затем убирается вглубь рта.
Губы в улыбке, зубки заборчиком, широкий язычок внизу, прижат к нижним передним зубам, воздушная струя идет по середине языка в щелку между верхними и нижними зубами. Произносим «с-с-с».
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «л»
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
Приоткрыть рот и выполнять движения языком вверх вниз (то к нижним зубкам, то к верхним).
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (сверху вниз).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
Пощелкать языком.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
Губы в улыбке. Закусить зубами кончик языка и произнести «Ы-Ы-Ы».
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р»
Рекомендации по проведению упражнений
Упражнения
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
Отрывисто произносить слоги «та-та-та», при этом сильно выдыхая.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз.
Присосать широкий язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки, отчетливо повторять «д-д-д», сначала в медленном темпе, затем постепенно его ускорять.
Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
Приоткрыть рот, поднять язычок к альвеолам (за верхние зубки), выдыхать на кончик языка и при этом помогать пальчиком «заводить моторчик» (помогать языку вибрировать).
Игры, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Прекрасен мир звуков! Как здорово купаться в море звуков и наслаждаться их потрясающим разнообразием!.. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом. А теперь у ребенка в руках бубен. Если малыш не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла...", у него восхитительный музыкальный слух (!). А вот если старший дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и, условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек»:
1 ступень - узнавание неречевых звуков
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Игра «Солнце или дождик?»
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра «Большой или маленький»
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
2 ступенька - различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Далеко – близко»
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» - «далеко».
Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход («у-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
Игра «Угадай, как надо делать»
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый.
3 ступень – различение слов, близких по звуковому составу
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Игра «Не ошибись»
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
4 ступень - различение слогов
Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?»
Взрослый показывает картинки и говорит: «Посмотрите на
картинки, послушайте, кто как кричит и повтори»
- Девочка заблудилась в лесу и кричит: «ау» - Малыш плачет: «уа»
- Филин сидит на суку: «фу- фу»
- Довольный поросенок лежит в луже: «уф-уф» Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори.
Игра «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
5 ступень- различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику звука, как - согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах».
- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины - шшш...
Подобным образом проводится игра «Жук и комар» со звуками ссс и жжж.
Игра «Угадай, кто поет»
- Поехал поезд в далекий путь: «т-т-т». Птичка песенку поет: «ть-ть-ть».
Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
6 этап - анализ звукового состава слова
Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».
Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать».
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.
Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.