Информация для родителей «Школа как субъект профилактики семейного неблагополучия»
Защита прав детей на жизнь и развитие является задачей, объединяющей устремления и усилия всех здоровых сил общества, независимо от идеологических, культурных, религиозных и иных установок различных социальных групп. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии, экологического равновесия и общего благосостояния напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того в каких условиях они будут жить и воспитываться. Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь детство находится под защитой государства. Законодательно закреплены основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. Функции по охране детства возложена на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, территориальные органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
Учреждение образования – является одним из ключевых субъектов профилактики семейного неблагополучия, т.к. одной из важнейших функций школы является защита прав и законных интересов детей, выявление раннего семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства. Профилактика семейного неблагополучия – это выявление, проведение социального расследования, профилактические меры (рассмотрение на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) либо ходатайство перед координационном советом Молодечненского райисполкома по реализации Декрета Президента РБ №18 о признании детей находящимися в социально опасном положении, социальный патронат семей, а при необходимости, ходатайство перед комиссией по делам несовершеннолетних о признании детей нуждающимися в государственной защите.
Выявление детей, находящимися в социально опасном положении учреждениями образования происходит при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращения граждан, при изучении особенностей семейного воспитания классными руководителями,
Изучение особенностей семейного воспитания классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Семьи учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января. Также особенности семейного воспитания изучаются при проведении бесед, наблюдении за обучающимися. Педагоги обращают внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:
- ребёнок неуважительно отзывается о своих родителях;
- отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;
- систематически бывает агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;
- родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
- родители уклоняются от общения с педагогами, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в школе, его обучением и т.п.;
- установлен факт совершения противоправного действия в выходные дни или в каникулярное время, факты нахождения на улице в ночное время до исполнения 16 лет;
- имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей (например, родители были лишены родительских прав в отношении других детей) и т.п.
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания классный руководитель немедленно информируют администрацию учреждения образования. И на основании информации, в соответствии со сроками, установленными законодательством, провидится социальное расследование. Социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке. Обобщённая информация по итогам проведения рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Если выявлены критерии социально опасного положения и они не были устранены за время проведения социального расследования (например, устранили нарушения пожарной безопасности). То принимается решение об обращение в координационный совет Молодечненского райисполкома по реализации Дектрета Президента РБ №18 о признании детей из рассмотренной семьи находящимися в социально опасном положении за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Согласно Кодексу о браке и семье РБ, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
При принятии решения о признании детей находящимся в социально опасном положении необходимо учитывать совокупность критериев и показателей социально опасного положения, мнение родителей, а также представителей государственных органов, государственных и иных организаций.
В частности, решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается в случае, если установлено, что он воспитывается в семье, где родители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по его воспитанию, обучению или содержанию и выявлены критерии и показатели социально опасного положения.
В случаях, когда родитель, создавший неблагоприятную для детей обстановку, не проживает совместно с детьми, признание детей находящимися в социально опасном положении нецелесообразно.
При организации работы по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, для преодоления трудной жизненной ситуации семье могут быть оказаны социальные услуги.
Социальные услуги оказывают государственные организации:
больницы сестринского ухода;
клинические центры паллиативной медицинской помощи детям;
дома ребенка;
дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства;
социально-педагогические центры;
специализированные трудовые мастерские;
учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие;
центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов;
центры ресоциализации и (или) социальной адаптации;
иные государственные организации в соответствии с законодательством.
Координационным советом устанавливается ряд мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки для заинтересованных субъектов профилактики.
В мероприятия по устранению критериев и показателей социально опасного положения, которые формируются координационным советом, школа включает:
- оказание социально-педагогической, психологической, правовой помощи несовершеннолетним и их родителям;
- осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей;
- организация занятости несовершеннолетних в объединениях по интересам, привлечение к участию в общешкольных, классных мероприятиях;
- осуществление контроля за посещением учебных занятий, объединений по интересам;
- привлечение родителей к участию в родительских собраниях, мероприятиях для родителей;
- организация оздоровления детей;
- проведение профилактических, просветительских и мотивирующих бесед с родителями;
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, в соответствии со статьей 85 КоБС.
При получении информации о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, экстренно выбывают по месту нахождения несовершеннолетнего и оценивают безопасность его пребывания.
Уполномоченные сотрудники по месту нахождения несовершеннолетнего оценивают обстановку с точки зрения наличия (либо отсутствия) угрозы жизни и здоровью ребенка, принимают меры по обеспечению его безопасности, в том числе передают ребенка на попечение родственников или других близких лиц. В соответствии со статьей 149 КоБС ребенок может быть оставлен на попечение родственников или других близких лиц без установления опеки или попечительства.
На следующий день после передачи ребенка на попечение родственников или других близких лиц учреждение образования начинает социальное расследование.
Рассмотрение реализации мероприятий осуществляется координационным советом не реже 1 раза в квартал.
В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий координационный совет определяет государственный орган или организацию, уполномоченные направить ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних, о признании детей нуждающимися в государственной защите и отобрании их у родителей на срок до 6 месяцев, с целью нормализации обстановки в семье.
Задача школы – оказывать поддержку семье осуществлять контроль, чтобы не допустить крайних мер, т.е. помещение детей на государственное обеспечение, лишение родителей родительских прав, предотвратить социальное сиротство.
В настоящее время в РБ проживает около 18 тысяч сирот, большинство из них (83%) – социальные сироты: оставшиеся одни при живых родителях, 16% – биологические, а еще 1% детей имеют временный статус сироты.