Единый день информирования
18.11.2021
Реализация государственной демографической политики в Минской области |
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Значимые исторические события в реализации демографической политики в нашей стране представлены на слайде.
В 1995 году был создан Национальный комитет по народонаселению (распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 29.03.1995 № 238р);
в 1998 году утверждена Концепция государственной демографической политики и Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.1998 № 996);
в 2001 году вопросы обеспечения демографической безопасности включены в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390);
в 2002 году принят Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь»;
в 2010 году в новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь демографическая сфера впервые выделена отдельным блоком (Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575).
Основной формой реализации Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются государственные программы в области обеспечения демографической безопасности.
В Республике Беларусь реализованы три Национальные программы демографической безопасности, основная цель которых – стабилизация численности населения.
Основные угрозы национальной безопасности:
- депопуляция (снижение численности населения);
- снижение темпов рождаемости;
- общее старение нации;
- ухудшение других показателей демографии и здоровья нации.
В текущем году были подведены итоги реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2016 № 200.
Государственная программа включала 7 подпрограмм. Большинство достигнутых в 2020 году целевых показателей подпрограмм характеризуют степень их достижения за весь период реализации Государственной программы.
Главная цель программы – стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
За последние пять лет численность населения области увеличилась почти на 55,6 тыс. человек и составила на 1 января 2021 г. 1 473 346 человек.
Вместе с тем, в силу вступления в активный детородный возраст малочисленной группы женщин, рожденных во время демографического спада в 90-х годах, число родившихся детей в области с 2016 года постепенно снижается.
В Минской области за 2020 год родилось 13 638 детей, что на 5,1% меньше, чем в 2019 году, и на 28,5% меньше, чем в 2015 году. Общий коэффициент рождаемости по сравнению с 2015 годом снизился на 31%.
Наиболее высокий уровень рождаемости зарегистрирован в 2020 году в Березинском (10,8), Любанском (10,6) и Столбцовском (9,97) районах, наименьший – в Вилейском (8,1), Копыльском (8,1) и Мядельском (7,6) районах.
В области, как и в целом по республике, сохраняется тенденция увеличения среднего возраста женщин при рождении ребенка.
Так, средний возраст женщин при рождении ребенка в республике увеличился с 27,3 года в 2010 году до 29,7 года в 2020 году. Средний возраст женщин при рождении первенца увеличился соответственно с 24,9 года до 26,8 года.
На уровень рождаемости влияет также число зарегистрированных браков и разводов.
В Минской области, как и в целом по республике, снижается уровень брачности. Коэффициент брачности в 2019 году составил 6,1 на 1000 человек населения, в 2018 г. – 6,2. В то же время уровень разводов остается высоким (3,4 на 1000 населения в 2019 году, в 2018 году – 3,5).
Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию по рождаемости в стране, мероприятия подпрограммы 1 «Семья и детство» Государственной программы реализовывались по следующим направлениям: совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий и законных интересов детей.
С целью снижения младенческой и детской смертности, совершенствования оказания медицинской помощи новорожденным проводилась работа по укреплению материально-технической базы родильных домов и перинатальных центров.
Перечень закупленного оборудования, новые формы работы с детьми и их родителями представлены на слайде.
Благодаря мерам по поддержке семей с детьми количество многодетных семей в области за последние пять лет увеличилось на 47,7%.
Изменилась структура рождаемости: наблюдается тенденция увеличения доли вторых и последующих детей в общем числе родившихся до 63,5% по итогам 2019 года (в 2015 году – 58,2%).
Принимаются меры по повышению статуса и престижа семьи. Ежегодно празднуется Неделя матери. В 2017 и 2019 годах проводился областной конкурс «Многодетная семья года Минщины».
За 2016 – 2020 годы ордена Матери удостоены 593 многодетные матери, родившие и воспитавшие 5 и более детей.
Ежегодно многодетные семьи получают единовременную материальную помощь для подготовки детей-школьников к новому учебному году. За период действия программы на эти цели из средств местных бюджетов израсходовано 7 млн. 362 тыс. рублей.
На единовременную выплату семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости за весь период реализации подпрограммы из местных бюджетов направлено 667,8 тыс. рублей. Выплату получили 825 семей.
Семейный капитал назначен 13 379 многодетным семьям.
Ежегодно проводится работа по обеспечению противопожарной безопасности домовладений (квартир) многодетных семей. На указанные цели израсходовано 796,6 тыс. рублей.
Мероприятия, запланированные подпрограммой «Семья и детство», выполнены.
Целевые показатели младенческой и детской смертности подпрограммы 1 достигнуты. По сравнению с 2016 годом в области зарегистрировано снижение коэффициента младенческой смертности на 12,5 процента, детской смертности – на 32,2 процента.
Мероприятия подпрограммы 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» направлены на формирование приверженности к здоровому образу жизни, профилактику неинфекционных заболеваний, улучшение доступности первичной медицинской помощи, снижение преждевременной смертности и стабилизация инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний.
Осуществлялась реализация двух профилактических проектов по формированию здорового образа жизни.
Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» реализуется в каждом районе и в г. Жодино.
В 2020 году дана оценка эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья»: 329 учреждений общего среднего образования подтвердили соответствие реализуемому проекту, 64 учреждения подтвердили соответствие отдельным элементам проекта.
Особое внимание уделялось работе первичного звена здравоохранения. Удельный вес врачей общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи увеличился в области с 19,7% в 2016 году до 100% в 2020 году. В амбулаторно-поликлинических учреждениях работают 674 врача общей практики, 527 помощников врача по амбулаторно-поликлинической работе. Это позволило активно приступить к работе по дальнейшему внедрению практическое здравоохранение работы «команды» врача общей практики, состоящей из врача, помощника врача и медицинской сестры. В настоящее время созданы более 400 команд врача общей практики.
В каждом регионе проводится работа по совершенствованию ранней диагностики болезней системы кровообращения. В настоящее время велоэргометрия, холтеровское мониторирование ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления, ЭХО-КГ выполняется во всех центральных районных (Жодинской городской) больницах.
Перечень закупленного оборудования представлен на слайде.
Для приближения медицинской помощи проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах в 13 районах организована работа передвижных медицинских комплексов, разработаны маршруты движения с учетом расположения населенных пунктов и определена кратность их выездов по маршрутам.
Объем выполненной работы с использованием передвижных медицинских комплексов представлен на слайде.
Для обеспечения временной и территориальной доступности (соблюдение «золотого» часа) оказания экстренной медицинской помощи пациентам при жизнеугрожающем состоянии с 2016 года разработана и реализуется Концепция развития 4 территориальных центров специализированной медицинской помощи в городах Борисове, Солигорске, Молодечно, Минском районе.
Осуществляется обеспечение территориальных центров дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием.
В 2020 году в городах Борисове и Молодечно открыты ангиографические кабинеты. В 2018 – 2020 годах открыты кабинеты МРТ в городах Борисове, Солигорске и Молодечно.
С созданием территориальных центров улучшено оказание медицинской помощи жителям отдаленных районов, уменьшены очереди на высокотехнологичное обследование и лечение.
В 2020 году в области, несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, продолжена работа по скринингу онкологических заболеваний, в ходе которого выявлено 187 случаев онкологических заболеваний.
Для улучшения качества ранней диагностики неинфекционных заболеваний, проведения скрининга онкологических заболеваний в течение 2016 – 2020 годов закуплены 32 наркозно-дыхательных аппарата для эндоскопических кабинетов, 48 видеоэндоскопов.
Пристальное внимание уделяется строительству и реконструкции учреждений здравоохранения. На особом контроле находится строительство объектов здравоохранения в Минском районе.
Введены в эксплуатацию новые объекты: поликлиника г. Солигорске (2018 год), терапевтический корпус в УЗ «Минская ЦРКБ» (2019 год), амбулатория в д. Хатежино Минского района (2020 год), пристройка для размещения компьютерного томографа и ангиографического комплекса в Борисовской ЦРБ (2020 год), пристройки под размещение МРТ в Солигорской ЦРБ (2020 год).
За период 2016-2020 годы проведены:
реконструкция 5-и объектов здравоохранения
модернизация 3-х объектов здравоохранения.
В 2019 году введены в эксплуатацию 3 общежития для медицинских работников в Минском районе.
Достигнуты 4 целевых показателя подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» выполнены в полном объеме.
Организациями здравоохранения, оказывающими населению наркологическую помощь, обеспечивается доступность медицинской помощи на всех уровнях. Профилактические мероприятия направлены на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и информирование о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.
За период реализации Государственной программы в области отмечается снижение первичной заболеваемости наркологическими расстройствами на 32,2%, общей заболеваемости хроническим алкоголизмом – на 7,9%.
В сравнении с 2016 годом смертность от отравлений алкоголем снизилась на 10,7% – с 17,7 просантимилле в 2016 году до 15,8 просантимилле в 2019 году. В 2020 году показатель смертности по оперативным данным составил 10,5 просантимилле.
Вместе с тем потребление алкоголя на душу населения (15 лет и старше) в 2020 году увеличилось на 6,1% в сравнении с 2019 годом и составило 10,5 л. В 2016 году уровень потребления алкоголя на душу населения составлял 8,1 л (расчет производился на все население).
Уровень потребления алкоголя в годовом исчислении за 2020 год самый высокий (свыше 12 литров на душу населения) в Березинском, Дзержинском, Любанском, Минском и Солигорском районах, самый низкий – в Вилейском, Воложинском и Клецком районах.
Мероприятия подпрограммы «Туберкулез» направлены на предотвращение смертности от туберкулеза, предупреждение заболеваемости туберкулезом и обеспечение качественным лечением пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.
Результатом реализации подпрограммы является снижение заболеваемости туберкулезом на 67,8%, смертности от туберкулеза – на 74,3%.
Целевые показатели подпрограммы 4 достигнуты.
В результате реализации подпрограммы 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции»:
увеличилось количество лиц, протестированных на наличие ВИЧ,
поддерживается на высоком уровне процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин и рожденных ими детей, получивших препараты для медикаментозной профилактики вертикального пути передачи ВИЧ;
100% детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для заместительного вскармливания на первом году жизни.
Целевые показатели подпрограммы 5 достигнуты.
Мероприятия подпрограммы 6 «Внешняя миграция» направлены на повышение эффективности управления миграционными потоками. УВД облисполкома является координатором проводимых мероприятий по осуществлению миграционного контроля на территории области.
Миграционный прирост в 2016 – 2019 годах составил 30,4 тыс. человек, в том числе за счет внешней миграции – более 4,3 тыс. человек.
В рамках реализации подпрограммы 7 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь» проводились мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, укреплению материально-технической базы, информатизации организаций здравоохранения, внедрению электронной карты пациента, дальнейшему развитию телемедицины, профилактике инфекционных заболеваний.
Удельный вес выполненных объемов оказания медицинской помощи за 2016 – 2020 годы составил 96,6 процента, что на 6,6 процента выше установленного целевого уровня.
Анализ реализации Государственной программы показывает, что мероприятия, предусмотренные на 2020 год и на весь период ее реализации, в целом выполнены, поставленные задачи решены. Достигнуты 14 из 15 целевых показателей подпрограмм.
Работа по достижению индикаторов национальной безопасности в сфере здравоохранения и демографической безопасности, достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», будет продолжена в ходе реализации мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы.
О реализации Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы в контексте Цели устойчивого развития №5 в Минской области
Реализация гендерной политики в Республике Беларусь основана на соблюдении национальных интересов с учетом общепризнанных принципов международного права и прав человека, поддержке традиционных ценностей и культурных устоев белорусского общества.
В предстоящий пятилетний период (и в долгосрочной перспективе) вопросам гендерного равенства будет уделено особое внимание в свете работы по достижению государствами-членами ООН Целей устойчивого развития до 2030 года (Повестки-2030).
Развитие механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах в Республике Беларусь осуществляется через национальные планы действий по обеспечению гендерного равенства. Наличие таких национальных планов выступает одним из индикаторов Целей устойчивого развития № 5 (5.1.1).
Цель Национального плана - внедрение гендерного фактора в реализацию государственной политики как неотъемлемого условия равноценного развития человеческого капитала женщин и мужчин.
Для целей Национального плана под гендерной политикой понимается комплекс правовых и организационно-административных мер национального и регионального уровней, направленных на достижение и сохранение юридического и фактического равенства мужчин и женщин, а также предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам (девочкам и мальчикам) для самореализации и развития во всех сферах общественных отношений.
Республика Беларусь добилась значительного прогресса в области развития человеческого потенциала и достигла высокого уровня гендерного равенства в обществе.
Согласно Глобальному докладу о гендерном разрыве за 2019 год Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29-е место в мире (со значением индекса 0,746) среди 153 стран в Индексе гендерного разрыва и является одним из лидеров по обеспечению равноправия мужчин и женщин среди стран Восточной Европы и Средней Азии. В 2016 году Беларусь занимала 30 место со значением индекса 0,737.
Согласно Докладу о человеческом развитии 2019 года Беларусь входит в число 22-х стран мира, где индекс человеческого развития женщин равен либо превосходит аналогичный показатель среди мужчин (индекс гендерного развития -1,010), по индексу гендерного неравенства - на 27-й позиции (со значением индекса 0,119) из 162 стран (в 2016 году - 32 место (0,144)).
Высокие позиции в международных рейтингах объясняются постоянно улучшающимся состоянием здоровья женщин, включая область репродуктивного здоровья, высоким уровнем образования женщин, их участия в принятии решений, положением на рынке труда.
К значимым достижениям в выполнении обязательств в соответствии с международными нормами и стандартами за последние пять лет можно отнести:
реализацию межведомственного Плана действий в области прав человека на 2016-2019 гг.;
присоединение Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов и ее ратификация в 2016 году;
принятие и реализация Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы;
разработку проекта Закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (в июне 2020 года принят в первом чтении);
внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь в части расширения трудовых прав отцов, дистанционной занятости;
проведение первой волны масштабного демографического исследования по международной методологии Европейской экономической комиссии ООН «Поколение и гендер» (2017 год);
проведение многоиндикаторного кластерного обследования по оценке положения женщин и детей (МИКС 6) (2019 год);
организацию Международных Форумов женщин-лидеров (2016, 2018 и 2019 годы);
создание на сайте Национального статистического комитета портала «Тендерная статистика»;
реализацию Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, Национальной стратегии по вопросам улучшения здоровья детей и подростков на 2017-2021 годы.
По результатам парламентских выборов 2019 года возросла представленность женщин в Национальном собрании Республики Беларусь - 34,7 процента от общей численности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики (в предыдущем созыве численность женщин составляла 33,7 процента). Средний мировой уровень представительства женщин в национальных парламентах составляет около 25 процентов. В местных Советах депутатов женщины составляют более 48 процентов.
В общей численности работников удельный вес женщин составляет более 55 процентов. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием постоянно растет и составляет 39,2 процента (в 2016 г. - 35,7 процента), в то время как аналогичный показатель среди мужчин - 27 процентов (26 процентов).
Стабильным остается удельный вес женщин-руководителей, в общей численности руководителей - на уровне 50 процентов.
Женщины широко представлены в государственном управлении - государственные служащие всех уровней управления составляют более 68 процентов, в том числе на должностях руководителей организации и его заместителей - более 58 процентов. Также 69 процентов государственных служащих, работающих в судебной системе, - женщины.
В учреждениях высшего образования доля женщин в общей - численности студентов и магистрантов составляет 52,2 процента.
Произошли позитивные изменения в повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере.
Численность женщин в Минской области по данным переписи населения 2019 г. составила 783,4 тысячи, или 53,2% от общей численности населения, соответственно численность мужчин – 687,8 тысяч человек, или 46,8%. В общей численности работников удельный вес женщин составляет более 49 процентов (данные за декабрь 2020 года).
Основными видами деятельности, где преобладает труд женщин являются: здравоохранение и социальные услуги, образование, культура, финансовая и страховая деятельность, производство текстильных изделий, розничная торговля.
Женщин также затрагивает такое явление как безработица.
В текущем году в службе занятости населения Минской области было зарегистрировано около 2,0 тысяч безработных женщин, что составляет 32,1% в общей численности безработных (в 2017 году – 7,3 тыс., 2018 – 5,1 тыс., 2019 – 4,0 тыс.; 2020 – 3,2 тыс. человек).
В результате реализации комплексных мер удельный вес женщин в общей численности безработных на протяжении последних лет остается стабильно низким и составляет менее 35% от всех состоящих на учете безработных (в общей численности безработных в 2021 году женщины составили – 32,1 процента (2,0 тыс. человек), в 2020 – 32,4 процента (3,2 тыс.), в 2019 – 32,3 процента (4,0 тыс.), в 2018 – 32,7 процента (5,1 тыс.), в 2017 – 32,4 процента (7,3 тыс.), в 2016 – 34 процента (12 тыс. человек)).
Службой занятости проводится систематическая, четкая работа по оказанию содействия в трудоустройстве безработным и обратившимся за содействием в трудоустройстве женщинам.
В текущем году трудоустроено 1,4 тыс. женщин.
Широко применяются активные формы содействия в трудоустройстве: обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынках труда, выделение субсидий для открытия собственного дела.
Профессиональное обучение безработных женщин по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, является наиболее действенной мерой, направленной на смягчение напряженности. Так в текущем году на обучающие курсы и переподготовку были направлены 275 безработных женщин (51,2% от общего числа направленных на обучение граждан).
В связи с внесением в 2016 году изменений в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь», лица, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет, получили возможность бесплатно проходить профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию и получать при этом стипендию. За 2017 – истекший период 2021 года 50 женщин воспользовались данным правом.
Справочно: 2017 – 12 человек, 2018 – 22 человек, 2019 – 8 человек, 2020 – 7 человек, 2021 – 1 человек.
Произошли позитивные изменения и в повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере.
Все больше безработных женщин получают субсидию на организацию собственного дела. Если в 2016 году доля женщин в общей численности безработных, получивших финансовую поддержку в виде безвозмездных субсидий для организации самозанятости в Минской области, составляла 39 процентов, то в 2021 году – 47,8 процента (в 2016 – 39%, в 2017 г. – 40,1%, в 2018 г. – 45,1%, в 2019 г. – 44,9%, в 2020 г. – 49,8%).
За период с 2017 по 2021 гг. финансовая поддержка в виде безвозмездных субсидий для организации самозанятости оказана 597 женщинам (2017 – 252, в т.ч. 101 женщине, 2018 – 273, в т.ч. 123 женщинам, 2019 – 283, в т.ч. 127 женщинам, 2020 – 291, в т.ч. 145 женщинам, 9 мес. 2021 г. – 211, в т.ч. 101 женщине).
Справочно: с 01.11.2021 размер субсидии проживающим в городской местности – 3168,11 руб. (11 БПМ), в сельской – 4320,15 руб. (15 БПМ).
Финансовую поддержку женщины в основном получают для организации предпринимательской деятельности (83,3%) – 589 женщин (в 2017 – 89 женщин, в 2018 – 108, в 2019 – 106, в 2020 – 117, за 9 мес. 2021 – 169 женщин), для организации ремесленной деятельности (15,7 %) – 111 женщин (в 2017 – 10, в 2018 – 14, в 2019 – 21, в 2020 – 26, за 9 мес. 2021 – 40) и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (1%) – 7 женщин (в 2017 – 2 женщины, в 2018 – 1 женщина, в 2019 – 0, в 2020 –2 женщины, за 9 мес. 2021 – 2 женщины).
Основными видами женского предпринимательства являются: оказание различного рода услуг населению (парикмахерские, услуги салона красоты, маникюр, деятельность по организации отдыха и развлечений, фотоуслуги, художественное оформление интерьера), торговая деятельность и другие.
Сохраняется гендерный разрыв в оплате труда, в декабре 2020 года он составил 37,4 процента (женщины - 1153,0 руб., мужчины – 1584,0 руб.).
За последние 10 лет сократился разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между женщинами и мужчинами на 1,8 года, однако он по-прежнему значителен - 10 лет (в 2019 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин - 79,4 года и 69,3 года - у мужчин).
Наличие устоявшихся традиционных стереотипов, недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства также является одним из препятствий на пути достижения фактического равенства женщин и мужчин. В целом, согласно Докладу о человеческом развитии 2019 года, из-за неравенства, в том числе гендерного неравенства, Беларусь теряет 6,4 процента в человеческом развитии.
Реализация гендерной политики становится особенно актуальной в настоящее время, поскольку решение гендерных проблем является важным ресурсом для повышения социального комфорта граждан и социальной стабильности, что способствует укреплению белорусской государственности, основ демократического устройства государства и общества.
Вектор развития гендерной политики Республики Беларусь соответственно и Минской области будет осуществляться по следующим направлениям:
- развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства;
- выравнивание социально-экономических возможностей мужчин и женщин, содействие совмещению родительских и профессиональных обязанностей;
- обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья;
- противодействие насилию в семье и торговле людьми;
- информационно-просветительское сопровождение мер, направленных на обеспечение гендерного равенства.
На их решение будут сфокусированы действия Национального совета по гендерной политике при Правительстве, также экспертной рабочей группы по вопросам реализации гендерной политики при Минском облисполкоме.