Буллинг как дискриминация прав ребенка
Буллинг за последнее десятилетие стал серьезной угрозой для образовательного процесса. В настоящее время проблеме буллинга в учреждениях образования уделяется пристальное внимание. По данным Организации Объединенных Наций, во всем мире 32% учащихся в возрасте 11-15 лет подвергаются издевательствам со стороны их сверстников в школе, киберзапугиванию подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет [2, с. 12]. В странах СНГ ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
Выделяют следующие формы школьного буллинга:
- Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, побои и нанесение иных телесных повреждений. Также возможен сексуальный буллинг, включающий в себя действия сексуального характера.
- Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с нанесением психологических травм с помощью постоянных оскорблений, угроз, преследования, запугивания. «Жертва» начинает чувствовать себя неуверенно из-за постоянного обзывания, дразнения, распространения неприятных слухов, изоляции, запугивания, вымогательства, повреждения имущества и т.п.
По способу проявления различают:
- Скрытый буллинг. Данная форма агрессии выражена косвенным воздействием на жертву агрессором или иными участниками буллинга. Например, изолирование из общей компании, бойкот, намеренное распускание слухов, различного рода манипуляции. При наличии подобной формы буллинга жертва не получает физического воздействия к себе, но при этом приобретает психологическую травму.
- Прямой буллинг. Данную форму буллинга можно разделить на две основных составляющих. Физическая агрессия: удары, щипки, пинки, подножки. Психологическое насилие: оскорбление, унижение, угрозы, принуждение к чему-либо, вымогательство, порча личных вещей.
- Кибербулинг. Совокупность агрессивных действий с использованием смартфонов, компьютеров и других электронных устройств. Ситуации, когда одни школьники методично преследуют других в соцсетях, чатах, мессенджерах, онлайн-играх, на видеохостингах. Например, они публикуют оскорбительные комментарии, распускают сплетни, угрожают. Унижение с помощью средств связи, интернета, распространение неоднозначных изображений, фотографий и слухов, обзывание и др.
Исследование проявления буллинга в школьной среде было проведено на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 24 г. Борисова». В исследовании приняли участие 62 учащихся 8-х классов, средний возраст респондентов – 13-14 лет. Для проведения исследования была использована методика «Опросник по буллингу (оценка себя)» В.Р. Петросянц. В ходе исследования было выявлено, что 12,9% учащихся подвергаются буллингу в школе ежедневно; 11,3% учащихся – несколько раз в неделю; 14,5% – несколько раз в месяц; 11,3% – раз в месяц и реже. Не подвергаются травле лишь 32,3% учащихся.
Психологическое насилие исходит в основном со стороны одноклассников, учащихся из параллельных и старших классов. Инициатором буллинга, как правило, является один человек, либо небольшая группа учащихся – от двух до четырех человек, что подтверждает тот факт, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников. Результаты опроса подростков показали, что изоляция, отвержение и блокирование доступа к информации в сфере общения - одна из распространенных форм буллинга среди подростков. Выражается она в следующих действиях: одноклассники не хотят работать совместно с подростком на школьных занятиях (20,9%); обижают его в социальных сетях (19,3%); не разговаривают с ним (14,5%); препятствуют общению других людей с подростком, запрещают другим людям разговаривать с ним (13,3%); распространяют ложные слухи о нём (12,9%) и др.
Запугивание и унижение – еще одна из форм буллинга в школьной среде, которая выражается в таких действиях, как отбирание вещей (16,1%), критика личностных качеств (14,5%), угрозы по телефону (12,9%), принуждение к выполнению работы за других (9,7%). Стоит также отметить, что в случае буллинга 40,1% учащихся ищут поддержки от друзей или подруг, 5,7% готовы обратиться к учителям, 5,7% к школьному психологу, 17,1% – к родителям и родственникам, 14,2% – к другому человеку. Но особую тревогу вызывают те подростки, которые указали, что им не к кому обратиться за помощью (31,4%).
Так называемые участники буллинга:
Ребенок-агрессор. Уверенный в себе, склонен к доминированию в группе, физически сильный, эмоционально яркий, вспыльчивый, обладающий низким уровнем эмпатии и высоким выражением конфликтности не только к сверстникам, но и к старшеклассникам, учителям, родителям.
Ребенок-жертва. Обладает высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой, физически слабый, имеющий особенности внешности или поведения, отсутствуют друзья.
Последователи. Группа людей, действующая заодно с агрессором для одобрения лидером, личного самоутверждения, страха стать жертвой, для развлечения.
Наблюдатели. Любые очевидцы буллинга, включая учителей и родителей, которые не участвуют в предотвращении или разрешении травли. Дети-наблюдатели часто испытывают страх в школе, а также чувство беспомощности перед лицом насилия, даже если оно направлено не на них непосредственно.
Защитники. Наиболее смелые дети, встающие на сторону жертвы. Педагоги, родители, участвующие в разрешении ситуации буллинга.
Буллинг всегда несет в себе групповой характер. Последователи подкрепляют в агрессоре чувство власти и мотивацию к самоутверждению. Наблюдатели своим бездействием выражают косвенное одобрение действий агрессора, а защитники подталкивают к соперничеству.
Стоит принять, что буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение – наиболее частые последствия буллинга. Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искаженное представление о социальном взаимодействии. Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страх быть на месте жертвы, бессилие, негативное отношение к школе.
ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА
Различные настроения, притом и негативные, являются частью становления ребенка в обществе сверстников, оттого и отношения, переходящие в буллинг, могут остаться незамеченными со стороны родителей или педагогов. Стоит учитывать несколько критериев, по которым можно распознать имеющуюся проблему:
- отношения между детьми имеют агрессивный и негативный окрас;
- агрессия носит систематический характер, то есть происходит не однократно в конфликтной ситуации, а длительный промежуток времени;
- поведение агрессоров является умышленным и преднамеренным;
- отношения между детьми выражаются неодинаковой властью, так как агрессор всегда будет стремиться к лидерству.
Почти половина детей не говорит родителям о том, что в школе с ними происходит что-то плохое. Причина тому – неуверенность, что удастся получить помощь; страх, что будет еще хуже; или ребенок боится, что будут ругать или накажут. Выстраивая отношения с ребенком, необходимо дать ему полную уверенность, что в сложной ситуации он может доверять, обратиться за поддержкой и будет услышан.
Если обобщить все вышесказанное, то основными характеристиками буллинга являются:
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников
КАК ПОМОЧЬ?
- Обратите внимание на обстановку дома. Поведение ребенка формируется из окружающей его среды: отношения родителей между собой, атмосфера взаимосвязей с сестрами и братьями, прямые взаимоотношения ребенок – родитель. Если в сторону ребенка или другого члена семьи наблюдается агрессивное отношение, высока вероятность, что подросток перенесет на себя одну из ролей – агрессора или жертвы.
- Контакт ребенка с обоими родителями. Для становления ребенка необходимы обе главенствующие фигуры – отца и матери. Если по какой-то причине один из родителей намеренно не участвует в жизни ребенка, в нем развивается чувство отверженности. Если ребенок растет без отца, стоит дать возможность общения с кем-то из близких родственников (дядя, дедушка, брат) с целью принятия мужской фигуры и последующих взаимоотношений в обществе.
- Открытые коммуникации между близкими. Если в семье выстраивается модель отношений, где все ее члены не делятся событиями и не участвуют в жизни друг друга, большая вероятность, что и ребенок примет эту модель и станет замкнутым в выражении проблем. Важно проводить время в семейном кругу для разрешения возникающих ситуаций, чтобы ребенок понял, что он может обратиться к близким за помощью и не наткнется на стену осуждения, критики.
- Отсутствие гиперопеки. Сверхопекание ребенка не менее болезненно, чем равнодушие. Гиперопека опасна тем, что не позволяет ребенку сформировать психологические границы. Ведь со стороны постоянно действует контроль одной либо нескольких жизненных сфер родителем – ребенок привыкает к этому. Прежде чем решать вопросы ребенка, стоит обозначить возможность разрешения проблем с последующими вариантами. Если он отказывается принимать от вас помощь, выясните, как он сам видит разрешение ситуации.
- Не игнорировать помощь самим. Прежде чем бежать и выяснять отношения с обидчиком или вмешиваться в общий конфликт, рассмотрите проблему с позиции взрослого человека. Возможно, стоит заручиться поддержкой классного руководителя или школьного психолога в разрешении сложившейся ситуации, обсудить взаимоотношения и позиции других родителей и самих участников буллинга.
Список литературы:
- По материалам детского правового сайта: https://mir.pravo.by/news/different/shkolnyy-bulling-chto-eto-i-kak-pomoch-svoemu-rebenku/.
- М. Ф. Пилипёнок Социально-педагогическая профилактика буллинга в подростковой среде.