16 лістапада 2020 года ў ДУА "Радашковіцкі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад - сярэдняя школа Маладзечанскага раёна" ў рамках плана работы майстар- класа па выкарыстанні кейс-тэхналогіі ў адукацыйным працэсе быў праведзены адкрыты вучэбны занятак у 7 класе.
Тэма: " Дни вольного счастья в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".
Урок литературы в VII классе
(с применением кейс-технологии)
Тема: «Дни вольного счастья» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Цели:
- углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме; определить тему и идею поэмы; проанализировать образ главного героя поэмы; сопоставить образ Мцыри с героем из «Книги джунглей» Р.Киплинга; систематизировать знания учащихся по изученному произведению;
- развитие и совершенствование навыков и приёмов работы с художественным текстом; развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно- выразительные средства языка;
- активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
ХОД УРОКА
- I. Слово учителя.
Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой для целого периода творчества.
- II. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учащимся.
III. Формулирование темы и целей урока.
- Краткое сообщение учащихся.
- Об истории создания поэмы «Мцыри».
- Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.
- О произведении Р. Киплинга «Книга джунглей». Образ главного героя.
Звучит отрывок из поэмы «Мцыри» и отрывок из произведения Р. Киплинга «Книга джунглей».
- V. Работа в группах
Задания для I группы
- К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
- Определите тему произведения. Докажите.
- Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
Кейс-вопросы:
- Какова идея произведения?
- Что автор выразил своим произведением?
- Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?
Задания для II группы
- В чём особенность композиции поэмы?
- Когда в ней слышится голос лирического героя?
- Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
Кейс-задание:
- Должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?
Задания для III группы
- С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
- В чём своеобразие лексики поэмы?
- В чём особенность синтаксических конструкций произведения? Какой троп преобладает в произведении?
Кейс-ситуация:
- Можем ли мы предположить, почему сравнение преобладает в произведении М.Ю. Лермонтова?
- Можете ли вы, используя сравнение, описать свои ощущения от путешествия на Кавказ?
- Какими будут сравнения?
- VI. Коллективная работа
- Какое впечатление произвело на вас произведение?
- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?
- Сколько строф в произведении?
- Какова композиция поэмы?
- Как тема свободы личности представлена в произведении Р.Киплинга и М.Ю.Лермонтова?
VII. Рефлексия.
На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…
Теперь я могу…
Было трудно…
VIII. Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
План работы
майстар-класа па вывучэнні і ўкараненні кейс-тэхналогіі ў адукацыйны працэс
ДУА "Радашковіцкі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад - сярэдняя школа Маладзечанскага раёна"
на І паўгоддзе 2020/2021 навучальнага года
№ п/п |
Тэма пасяджэння |
Форма правядзення |
Дата правядзення |
Адказныя |
1 |
Пасяджэнне 1 Тэма: “Кейс-метад: гісторыя распрацоўкі і выкарыстанне метада ў адукацыйным працэсе”
|
Семінар |
Кастрычнік2020 |
Рабушка А.А. Чуманевіч І.В. |
2 |
Пасяджэнне 2 Тэма: “Тэхналогія выкарыстання кейс-метада на сучасным уроку” |
Практычны занятак |
Лістапад 2020 |
Гарбаценка А.С. Радзевіч Л. А.
|
3 |
Пасяджэнне 3 Тэма: “Тэхналогія работы с кейсам у навучальным працэсе”
|
Наведванне адкрытага ўрока |
Снежань 2020 |
Рабушка А.А. |
4 |
Пасяджэнне 4 Тэма: “Мастар-класс па выкарыстанню кейс-тэхналогіі” |
Фестываль адкрытых урокаў |
Снежань 2020 |
Настаўнікі-прадметнікі
|